Профориентационная работа

Проектория

Билет в будущее

Основной формой работы является собственно проведение самого профориентационного занятия. Но дополнительными структурными элементами могут быть:

Беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.

Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

Межпредметная связь на уроках технологии, окружающего мира. В рамках данных уроков учащиеся узнают о новых профессиях, их месте и роли в обществе.

Организация экскурсий на предприятия города или района. В проведении экскурсии главное - сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий. Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.

Ведение школьниками «Профессионального портфолио». Вкоторое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы.

Формирование представлений младших школьников о профессиях осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения. При проведении профориентационных занятий можно включать различные психологические игры. (Приложение 2).

Рассказ, беседа, дискуссия, наглядные методы обучения, иллюстративные пособия, плакаты, таблицы, картины, и т.п., чтопозволит обучающимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое их ожидает.

Мини-лекция о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то мы должны представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: условия труда, орудия труда, история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.), ограничения при работе по этой профессии, интересные случаи. Эта информация может быть разделена на отрывки и рассказываться фрагментами.

Методика неоконченных предложений.Обучающимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности.

Таким образом, одна из целей предпрофильной подготовки - дать ребёнку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Разнообразие своего опыта, увлечений, дел позволяет ребёнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо. Такое самопознание необходимо для того, чтобы подросток мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

Осуществление профориентации через систему обучения.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Изучение индивидуального планирования в учебной деятельности по профориентации

ежегодно

МО

Определение своей роли в программе по профориентации.

Ежегодно

Учителя-предметники

Создание картотеки «Профессия, с которой знакомит предмет»

Обновление ежегодно

Библиотекарь

Учителя

Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организация факультативных занятий, объединений дополнительного образования и кружков.

Сентябрь (ежегодно)

Зам. директора по ВВВР

Проведение школьных олимпиад

По школьному плану

Зам.директора по УВР, МО

Проведение предметных недель

По школьному плану

Зам. директора по УВР

Вовлечение учащихся в деятельность коллективных творческих групп

В течение года

Классные руководители

Проектно-исследовательская работа учащихся

В течение года

Классные руководители

Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся

В течение года

Педагог - психолог

Участие в конкурсах разного уровня

В течение года

Классные руководители,

Зам. директора по ВР

Работа классных руководителей по профориентации учащихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Работа по календарному планированию учебной деятельности.

В течение года

Классные руководители

Организация тематических классных часов

В течение года

Классные руководители

Проведение классных мероприятий «Профессии наших родителей»

В течение года

Классные руководители

Оформление классных стендов о профессии

В течение года

Классные руководители

Организация и проведение экскурсий на различные предприятия

В течение года

Классные руководители

Работа библиотеки по профориентации.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Оформление сменного и передвижного стенда «Мир профессий»

В течение года

Библиотекарь

Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации

В течение года

Библиотекарь, классные руководители

Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации

В течение года

Библиотекарь

«Профессия – библиотекарь» - выступление на классных часах

По графику

Библиотекарь, классные руководители

Работа педагога-психолога по профориентации.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Диагностика интеллектуального развития учащихся 1-4 классов

В течение года

Педагог-психолог

Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся

В течение года

Педагог-психолог

Знакомство с результатами диагностики ДОУ при приеме в школу

1-й год обучения

Педагог-психолог

Обследование будущих первоклассников

2-е полугодие

Педагог-психолог

Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей ребенка.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Конкурс семейного рисунка «Профессии в моей семье»

1-4 классы

Классные руководители

Конкурс семейных сочинений «Профессии моей семьи»

3-4 классы

Классные руководители

Ознакомление родителей с исследованиями по выявлению склонностей и способностей ребенка

Ежегодно

Классные руководители

Приложение 1

Профессиональные склонности

Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов и отметьте его в бланке.

I

II

III

IV

V

VI

1.

а

б

в

2.

а

б

в

3.

а

б

в

4.

а

б

в

5.

а

б

в

6.

а

б

в

7.

а

б

в

8.

а

б

в

9.

а

б

в

10.

а

б

в

11.

а

б

в

12.

а

б

в

13.

а

б

в

14.

а

б

в

15.

а

б

в

16.

а

б

в

17.

а

б

в

18.

а

б

в

19.

а

б

в

20.

а

б

в

21.

а

б

в

22.

а

б

в

23.

а

б

в

24.

а

б

в

Сумма баллов

  • Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
  • В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
  • Меня больше обрадует Нобелевская премия
  • Я скорее соглашусь стать
  • Будущее людей определяют
  • Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
  • На технической выставке меня больше привлечет
  • В людях я ценю, прежде всего
  • В свободное время мне хотелось бы
  • В заграничных поездках меня скорее заинтересует
  • Мне интереснее беседовать о
  • Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
  • В школе следует обратить особое внимание на
  • Я с большим удовольствием смотрю
  • Школа в первую очередь должна
  • Главное в жизни
  • Государство должно в первую очередь заботиться о
  • Мне больше всего нравятся уроки
  • Мне интереснее было бы
  • Я предпочитаю читать статьи о
  • Свободное время я люблю
  • Больший интерес у меня вызовет сообщение о
  • Я предпочту работать

а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на

сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.

а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.

а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.

а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.

а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.

а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.

а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.

а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15.Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.

а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.

а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.

а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.

а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Обработка результатов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

I - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности.
II - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
III - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
IV - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.
V - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.
VI - склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Приложение 2

Профориентационные игры

Игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов.

Пример:

       Какой современный профессионал соответствует старинному названию «ростовщик»?

       а) овощевод, б) банкир, в) воспитатель.

       Дерево ценят по плодам, а человека по …

       а) деньгам, б) делам, в) глазам.

       Какое профессионально важное качество необходимо бухгалтеру?

       А) музыкальный слух, б) ловкость рук, в) аккуратность.

«Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.